Боги в рунических надписях Северной Европы

Сокол-Кутыловский О.Л.

На Рис. 1 дано изображение золотого брактеата с короткой рунической надписью, состоящей всего из трех рун.Многие из рунических памятников Северной Европы посвящены богам. Это золотые и серебряные брактеаты с изображениями богов и руническими надписями, содержащими слова «бог», «боже» или имена конкретных богов. Встречается упоминание о богах и на некоторых рунических камнях Скандинавии. Кроме явно славянских богов (Перун, Мара, Чаробог или Чернобог) в рунических надписях Северной Европы встречаются и имена богов, знакомых из истории древнего Египта и древней Греции. В то же время до сих пор не встречено ни одного упоминания о богах из «древнегерманского» пантеона.
 
Рис. 1. Золотой брактеат, найденный на острове Готланд.

Руническая надпись сообщает, что на брактеате изображен лик Бога. Надпись читается справа налево: «Бо-Хъ-Че», то есть «Боже». Лик Бога изображен на мифическом (огненном) коне, причем на брактеате присутствуют солнечный (свастика) и лунный (полумесяц над головой коня) символы. Возможно, что это изображение Бога Солнца, но нельзя исключить, что это может быть обобщенное изображение Бога.
Такую короткую очень часто встречающуюся надпись-обращение, «Боже», господа профессиональные рунологи озвучивают ничего не значащим словом «алу», полагая, что это какое-то сакральное слово или древнее заклинание. Назначение этого слова они, весьма приблизительно угадали, что не мудрено, но точный смысл его любителям «футарков» недоступен.
На Рис. 2 показан другой брактеат, по-видимому, серебряный, с более длинной рунической надписью, разделенной на две части. Направление чтения – слева направо. Первая часть совпадает с надписью на первом брактеате: «Боже». Вторая часть читается: «За-Чи-{Тъ-И}», то есть: «защити». Последний знак – это лигатура, состоящая из двух рун, «Тъ» и «И». Весь текст предельно понятен: «Боже, защити», то есть брактеат являлся оберегом.

Рис. 2. Брактеат-оберег из Скандинавии.



На Рис. 3 показан еще один из многочисленных брактеатов Скандинавии с рунической надписью.

Рис. 3. Брактеат с солярными символами и рунической надписью (Salus bracteat).



Текст на этом брактеате читается слева направо (по часовой стрелке): «Бо-Хъ-Че Ра Бо-Хъ-Че Ка», что означает: «Бог Ра, Бог Ка». Так как на этом брактеате изображены только солярные символы, то центральная фигура представляет собой «солнечного» Бога, находящегося в движении. Руки этого Бога, согнутые под прямыми углами, образуют руну «Ра», а свастика (или коловрат), находящаяся сзади него, образована рунами «Ка». При этом Солнечный Бог, как и положено Солнцу, движется по часовой стрелке. Каждое появление (рождение) Бога Солнца, Ра, – рассвет, а каждое его исчезновение (смерть), Ка, – закат. Этимология слов ра ссвет и за ка т, возможно, как-то связана по смыслу с периодическим появлением и исчезновением Солнца. Собственно то, что свастика является изображением движущегося Солнца, – известно из многих источников, но только в славянской слоговой рунической письменности есть руна, которая одновременно содержит в себе и древнейшее звуковое значение, и древнейшее графическое изображение Солнца.
То, что Ра – это именно Бог Солнца, а не просто случайное совпадение названия некого местного бога с древнеегипетским Ра, можно понять из рунических надписей, имеющихся на других брактеатах и рунических камнях Скандинавии.
На Рис. 4 показан брактеат с изображением и надписью, также содержащей имя Солнечного бога Ра. 

Рис. 4. Второй брактеат с упоминанием солнечного бога Ра (Hammenhog1 bracteat).



Текст на втором брактеате читается слева направо, по часовой стрелке следующим образом: «РА {Во-Нъ} Ве-Чи Се», что можно перевести, как: «Ра он вечен есть». При этом на брактеате присутствует ночной символ (Луна), а комбинированная свастика образована рунами «Ра» и «Ка». По-видимому, за Солнцем в дальнейшем закрепилось единственное имя, Ра, а признак, восходящее оно или заходящее, сохранился только в том, какими рунами оно образовано, «Ра» или «Ка», то есть в направлении излома или изгиба лучей (левосторонняя или правосторонняя свастика).
Изображение третьего брактеата из Скандинавии с ликом Бога Солнца Ра и с соответствующей рунической надписью показан на Рис. 5.

Рис. 5. Maglemose bracteat.



Текст на третьем «солнечном» брактеате (Рис. 5) читается справа налево: «Ра На-Ве-Чи Се». Лик бога на коне движется по часовой стрелке, как и положено Солнцу. Свастика на этом брактеате такая же комбинированная, как и на втором, но в отличие от предыдущих брактеатов сама свастика замещает руну «Ра», что отражено здесь связью элемента свастики с самой надписью посредством верхней ограничительной линии надписи.
Еще два брактеата с ликами бога Солнца, Ра, и аналогичной надписью показаны на Рис. 6. Текст на этих брактеатах совпадает и читается справа налево: «Ра На-Ве-Чи Се», причем руну «Ра» здесь представляет вся комбинированная свастика, расположенная перед текстом.

Рис. 6. Lynge bracteat (слева), Sjalland bracteat (справа).



Имя солнечного бога Ра встречается и на других рунических памятниках Северной Европы, в частности, на одном из золотых рогов из Галлехуса (Дания), датируемых V веком н.э. (Рис. 7 и 8).

Рис. 7. Вид золотых рогов из Галлехуса, Дания (фото их восстановленных копий, взятое из Интернета). На верхнем роге имеется круговая руническая надпись.


Рис. 8. Изображение развертки верхней секции одного из рогов с рунической надписью, снятой с оригинала.



Текст читается слева направо: «МО-ВЕ {ТЪ-А}-КЪ МА-РО-ЧИ ЗА-ЧЕ-КА-ТИ СЕ: РА ВА-ХЪ-ТЪ-И ВО-ЧИ СЕ: РА ВА-РЪ-НЕ-ЧИ: ТО ЧИ-РО-И-ЖЪ-ВА». На современном русском языке это означает: «Говорю так: смерти заждалась эти. Солнце давит очи эти, Солнце опаляет зноем. То чародейство».
Информация из БСЭ: 
Ра, Ре, в древнеегипетской мифологии и религии бог солнца, совершавший свой путь по небу в барке, которая утром появлялась на горизонте, а вечером опускалась в «царство мёртвых». Культ Ра возник, по-видимому, в начале 3-го тыс. до н. э. К середине 3-го тыс. Ра стали почитать как царя и отца богов. Позднее с Ра был отождествлен Амон (отсюда Амон-Ра).
Таким образом, существование в древней Скандинавии культа бога Ра, аналогичного древнеегипетскому богу Солнца, Ра, не подлежит сомнению. Взаимоотношения северного бога Солнца Ра с людьми и другими богами будет рассмотрено при последующем чтении надписей на рунических камнях из Скандинавии.
На Рис. 9 показан золотой брактеат с изображением другого бога, хорошо известного из древнегреческой мифологии.

Рис. 9. Золотой брактеат с ликом Боробога (Audrik bracteate).



Верхний и нижний тексты читаются слева направо: «НИ-БА БО-РА БО-ГЪ-ХЪ-ЧЕ». «НИ-БО Я ДА-ЛЪ», то есть: «Неба и Северного ветра Бог. Небо Я дал». На этом брактеате присутствует луна – символ ночи, а солярные символы отсутствуют, поэтому этот бог явно относится к темным (зимним, холодным) силам и явлениям природы.
Информация из БСЭ: 
Борей, в древнегреческой мифологии бог северного ветра. Обиталищем Борея считалась Фракия. Изображался в виде сильного крылатого мужчины. В переносном смысле Борей – порывистый холодный ветер.
Упоминание о Боробоге встречается и на одном из наиболее древних рунических камней из Норвегии. То есть в древней Скандинавии существовал и культа бога Северного ветра, Боробога, аналогичного по функциям древнегреческому Борею.


Из более пространных надписей, сохранившихся на некоторых рунических камнях Скандинавии, можно получить прямую, а не опосредованную информацию о древних богах народов Северной Европы, об их отношениях с людьми и даже об их собственных взаимоотношениях.
На Рис. 10 показан рунический камень из Норвегии. На нем на лицевой стороне нанесены две строки рунического текста (Рис. 11 слева), а третья строка размещена на обратной стороне (Рис. 11 справа). В первой строке 15 знаков (18 рун), во второй – 22 или 23 знака (26 рун). Все строки читаются сверху вниз (направление чтения текста – слева направо).
Увеличить >>>
Рис. 10. Общий вид этого рунического камня, хранящегося ныне в музее.
Увеличить >>>
Рис. 11. Вид рунической надписи с лицевой и обратной сторон.
Рис. 12. Прорисовка текста двух строк лицевой стороны.
Текст на первых двух строках звучит примерно так: «Ра {Въ Но}-Чи То Се {Нъ-О}-Ра Ръ-И-Ро Бо-Гъ-Че {Въ Но}-Чи
{Тъ-И} Ра-Да Бо-Ро Бо-Г-Че. {Во-Нъ} Се {Но-Чи} Ра Ма-Ръ Бо-Ро-Бо-Г-Че {Во-Нъ} И Се».
Один из вариантов перевода этих двух строк: «Ра в ночи, то есть в норе. Говорит Бог в ночи: то радуется Боробог, он этой ночью Ра заморил. Боробог, он и есть».
Если здесь Ра – Солнце, а Боробог – Бог ветра и холода, то получается, что на этих двух строках рунического камня зафиксировано архаичное представление людей о причине наступления зимы или полярной ночи. Слово «нора» может означать то место, куда прячется Солнце, то есть Север. Не от этого ли слова произошло впоследствии слово «норд»? Название страны «Норвегия» вполне соответствует этому: «север+верх», то есть верхне-северная земля, что соответствует географическому положению Норвегии.
На Рис. 13 показано изображение прорисованного текста с обратной (противоположной) стороны этого же рунического камня (третья строка), состоящего из 16 рун.
Рис. 13. Обратная сторона рунического камня из Норвегии с прорисованным текстом третьей строки.
Третья строка звучит примерно так: «На Го-Ръ Ра И-Та Ръ-Бо-Не Ра Се-Да Ра-И Ра-Се».
В таком варианте речь идет о возвращении Солнца после окончания зимы или полярной ночи. Встретившееся здесь слово Рбони – одно из самых распространенных имен на рунических камнях-памятниках. Точное значение его не совсем ясно, но можно предположить, что это слово означает молодой, малый и т.п. (в том числе, исходя из согласных «р-б-н» — ребенок?). Возможно, это имя в средние века трансформировалось в распространенное имя Робин. При таком разбиении текста третьей строки на слова получается примерно следующий перевод: «Поднимается Солнце молодое, Ра сесть собирается на Руси». Возможны еще несколько сходных вариантов прочтения этой строки, но общий смысл надписи сохраняется.
Другая руническая надпись с упоминанием бога Ра была обнаружена в Швеции (Blekinge) на одном из камней древнего святилища (Bjoerketorp-monument), реконструкция которого показана на Рис. 14.
Увеличить >>>
Рис. 14. Общий вид расположения камней в святилище (реконструкция).
Надпись состоит из семи строк, шесть из которых расположены на лицевой стороне, а седьмая – на обратной стороне рунического камня (Рис. 14). Некоторые отдельные слова и словосочетания разделены в тексте на этом камне с помощью специального знака (второй, пятый, восьмой знаки на первой строке и т.д.). В некоторых других рунических надписях этот же знак может не только выполнять функцию разделения на слова и фразы, но и изменять значение гласных в некоторых слоговых рунах.
Рис 14. Лицевая и обратная стороны монумента с рунической надписью.
Рис. 15. Прорисовка и расшифровка рунического текста, показанного на Рис. 14.
Перевод расшифровки текста на современном языке означает примерно следующее:
    «Вечернее Солнце садится, его работа это,
    так как та серая мгла божия -
    то Мара пегая, так как [косит]
    иное [молодое] это Солнце запрятала так как.
    Оно у той теперь Мары потому, что если [молодое] [воровала (скрыла)] небо,
    будет и Солнце [скрыто]».
Другое значение слова «Ва-Ра-Ва» может быть от слова «вар», то есть жар, опалять, тогда получается несколько другой вариант перевода:
    «Вечернее Солнце садится, его работа это,
    так как та серая мгла божия
    — то Мара пегая, так как [косит]
    иное [молодое] это Солнце (спрятала) так как.
    Оно у той теперь Мары за то, что если [молодое] опалила (вечерней зарей?) небо,
    будет Солнце [скрыто]».
    Возможно в четвертой строке предпоследнее слово «Зъ-Ма» означает зиму, тогда перевод будет таким:
    «Вечернее Солнце садится, его работа это,
    так как та серая мгла божия
    — то Мара пегая, так как [косит]
    иное [молодое] это Солнце, зима так как.
    Оно у той теперь Мары за то, что если [молодое] опалила небо,
    будет Солнце [скрыто]».
В этом тексте для обозначения слога «РА» использована руна «R», а не «И», которая в этом тесте вообще отсутствует. В связи с этим следует отметить, что не все рунические надписи можно полагать аналогичными по написанию, так как часто они относятся к различному времени и были оставлены в районах проживания народов, имеющих диалектные различия и несколько отличающиеся наборы графических символов. Так, из надписей на камне из Рёка видно, что даже в одно и то же время, в одном месте, на одном и том же памятнике зафиксированы надписи об одном и том же событии, отличающиеся набором рун.
Имя бога Солнца Ра, написанное в виде руны «R», встретилось и на другом руническом камне (Arstad rune stone), найденном в Норвегии ( Sokndal, Rogaland). Это гранитная плита с древнего захоронения. 
Рис. 16. Надпись на гранитной плите (1,2 м ? 0,78 м ? 0,13 м).
Надпись состоит из трех строк. Первая строка читается слева направо: «{Тъ-И} И-Дъ-И За Ча-Се». Вторая строка читается справа налево: «Бо-Х-Че РА Че-Ка». Третья строка читается слева направо: «Мо-Ве: Ро-И Ни-Чи Се».
Здесь «Ча-Съ» — время; «Че-Ка» — ждать; «Мо-Ве» — говорить, молвить; «Ро-И» — собираться (роиться); «Ни-Чи» — ночи.
В результате получаем примерно следующий текст:
«Ты иди ко времени,
Бог Ра ждет,
Молвит: «собирайся ночью этой»».
При другом разбиении третьей строки: «»Мо-Ве: Ро-И-Ни Ча-Се«» получается второй вариант:
«Ты иди ко времени,
Бог Ра ждет,
Молвит: «собираться пора»».
Первый знак третьей строки здесь принят за руну «Мъ», так как она иногда писалась без прогиба верхней перекладины. В этой надписи больше подобных ей рун нет, чтобы удостоверится в верности ее отождествления. Первая руна третьей строки в рунических текстах, может звучать, как «пъ» или «бъ», но это не характерно для региона Скандинавии. Интересно, что и при таких вариантах общий смысл надписи не изменяется и соответствует назначению этого камня.

Боги в рунических надписях Северной Европы (часть 3)
Современные историки по незнанию или по умыслу пытаются исказить древнюю историю Северной и Центральной Европы. Но Боги, упоминаемые в древних рунических надписях, самими своими именами рассказали уже достаточно много для того, чтобы желающие узнать правду могли это сделать. Вот тот случай, когда наука и религия поменялись местами: Боги открывают истину, а современная историческая наука ее всячески скрывает.
Надпись на следующем камне (The Eggja rune stone), по-видимому, является самой большой из известных древних рунических надписей, найденных на территории современной Норвегии. Она содержит приблизительно 184 письменных знака, из которых 16 – разделители (фраз и слов), а оставшиеся 168 знаков – руны и лигатуры.
Собственно надпись состоит из двух длинных строк, между которыми имеется рисунок (предположительно головы коня), показанный на Рис. 17.
Первая (верхняя) строка читается слева направо. Текст на ней не вместился на длине камня и продолжен ниже с поворотом на 180 градусов без изменения направления чтения. Вторая (нижняя) строка короче и также читается слева направо. Из-за большой длины строк текст целесообразно разбить на фрагменты (Рис. 18 – Рис. 23).
Увеличить >>>
Рис. 17.
Первый фрагмент, показанный на Рис. 3, – начало первой строки. Он состоит из 22-х знаков и 6 разделителей фраз. Первый знак надписи – составной знак (лигатура).
Увеличить >>>
Рис. 18. Первый фрагмент текста.
Первый фрагмент озвучен следующим образом: «{Тъ-И}-И Ни-Ро/Ръ-Во-Ни/РА Ма-Ло Пе-Га Съ-Пе/Жи-Ма Да/И Пе-НА/И-Во/». Разделители фраз здесь и далее обозначены косой чертой, а лигатуры даны в фигурных скобках. Примерный перевод: «Те Неры/плачут./Солнце мало пегое (пятнистое) спит/Зима дает пену (снег)/его (ее)/». Здесь неры – самоназвание народа (словене или славяне).
Увеличить >>>
Рис. 19. Второй фрагмент текста первой строки (продолжение первого фрагмента).
Второй фрагмент озвучен так: «{И-Во ВА-Р {Пе-(Че)} ВА-Да/{То-И} Бо Ни {Та Бо}-Ро/Съ-Ва Въ НО-Чи Пе-{На-И}/». Примерный перевод: «Его жар печет воду/ту, так как нет того холодного ветра/своего в ночи пенные (снежные)/».
Увеличить >>>
Рис. 20. Третий фрагмент текста (продолжение второго фрагмента первой строки).
Третий фрагмент: «Ръ-Ра Чи-{Тъ-А}-И-Чи Хъ-Чи Та З-Ва-Та-Не/{В-Н}-И (Ра) На Съ-Ва Съ {В-Н?} ?? Ни/». Примерный перевод: «Говорят, читая хотят то звать/они Солнце на свое (место) с его ??».
Увеличить >>>
Рис. 21. Четвертый фрагмент текста (продолжение третьего фрагмента).
Четвертый фрагмент: «/Бо Не По-РА Бо Ма Пе-Чи Жи-Ма {Въ-Нъ}-Ва Но (Къ) И-{Въ-Нъ}-И Чи-Но/??За…». Примерный перевод: «так как не пора, так как ма(ло) печет зимой оно но…???».
Далее в первой строке читаются только отдельные разрозненные руны. Вторая строка надписи в самом начале также хорошо читается, однако, начиная с уровня рисунка, многие руны испорчены. Восстановить более-менее достоверно можно только некоторые из них.
Увеличить >>>
Рис. 22. Начало второй строки.
Начало второй строки: «Не Я-Ра РА Ва-Хъ Бо-Ра-Ва То Бо Но-Не Я-Ра/». Примерный перевод: «Не сильно Солнце давит (вытесняет) холодный ветер (обычно), но теперь сильно/».
Увеличить >>>
Рис. 23. Продолжение первого фрагмента второй строки.
«НА РА Ма-РА То/И-Ни Ра-Но Ва-Р И-Ни Ни ??? Пе-Че…». Примерный перевод: «На Солнце Мара то/ Иной (раз) рано жара, иной (раз) нет ??? Печет…».
Далее во второй строке читать продолжение текста с имеющейся фотографии затруднительно.
Всего удалось надежно прочитать примерно две трети текста (~120 рунических знаков). Тем не менее, смысл текста в основном понятен. Вот прочитанный текст в целом:
1-я строка: «Те Неры/плачут/ Солнце мало пегое спит/ Зима дает снег/ее/ Его жар печет воду/ту, так как нет того холодного ветра/своего в ночи снежные/ Говорят, читая хотят то звать/они Солнце на свое (место) с его ?? так как не пора, так как ма(ло) печет зимой оно …???».
2-я строка: «Не сильно Солнце вытесняет холодный ветер (обычно), но теперь сильно/ На Солнце Мара то/ Иной (раз) рано жара, иной (раз) нет ??? Печет…».
В отличие от другого, рунического текста из Норвегии, рассмотренного во второй части статьи, в котором упоминаются Солнце (Ра) и северный ветер (Бора), и где природные явления представлены исключительно в виде взаимодействия Богов, текст на этом руническом камне сообщает о наступлении в Северной Европе необычайно раннего (преждевременного) потепления. Причем в основном анализируются причины этого явления, известные из предшествующего жизненного опыта (некоторые колебания времени потепления и его интенсивности), а «божественная» причина (влияние Мары) лишь упомянута. Интересно то, что если принять дословный перевод слова «пегий», то есть пятнистый, примененный к Солнцу, то получается, что причиной описываемого природного катаклизма могли быть сильные вспышки на Солнце, обычно сопровождаемые крупными солнечными пятнами, видимыми невооруженным глазом, например, через закопченное стекло. Особо сильные солнечные вспышки не только возмущают магнитосферу Земли, но могут привести и к кратковременному изменению климата.
Почему к этой надписи присоединено изображение коня? Если этот рисунок имеет прямое отношение к тексту, то возможны следующие версии. В надписи предложено обратиться к Солнцу с просьбой, чтобы оно вернулось к своему «нормальному» состоянию. Быть может огнедышащий конь, изображение которого встречается на многочисленных брактеатах с изображением богов, является посредником между Богом и людьми. В другом случае огненный конь это условное изображение самого бога Солнца, а лик на этом коне на брактеатах изображает единого «верховного» Бога. Судя по многим руническим надписям, упоминание Бога вообще преобладает над упоминанием «конкретных» Богов, являющихся, по-видимому, богами «второго уровня», ответственными за конкретные, частные вопросы бытия и небытия.
Если к этим новым чтениям добавить прочитанный ранее брактеат из Норвегии (Agedal bracteate), и два брактеата из Швеции с изображением Чаробога, показанные на Рис.24, то получается следующий список богов (в порядке частоты упоминания): Мара, Ра, Боробог, Чаробог, Перун. Вот собственно и все основные боги древней Скандинавии, боги древней Северной Европы, встреченные в рунических надписях.
На Британских островах был распространен культ Волка (Британские монеты, брактеат с волчицей и шкатулка из Нортумбрии). Немного южнее в рунических надписях встретился бог войны Поморских славян, Яровит (на Краковском медальоне из Польши), и богиня Жива (на втором Микоржинском камне из Польши). Еще южнее, в Сербии и в Болгарии, в рунических надписях опять встречается Перун.
Рис. 24. Брактеат из Норвегии (слева) с текстом: «Зовет Мара в ночи коней Перуновых, мечется в облаках, чтеши (обнаружив) меня, кричит: «Пора!»», золотой брактеат из Вадстены (в центре) с текстом: «Быстрый Чаробог в ночи делает дело — зовет помирать. Кос чарует другого», и еще один брактеат из Швеции с текстом: «То Чаробог, мечущий эти лучи в ночи, божий глашатай, зовущий лучших».
Вот и получается, что в основном прав был А.Ф. Вельтман, изложивший в своих исторических книгах – исследованиях [1, 2] историю древней, дохристианской Руси, в которой есть информация, что древняя Великая Русь занимала всю Скандинавию, все острова Балтийского моря, полуостров Сербский и Вендскую землю между Эльбой и Вислой; тогда же была известна и Русь Холмоградская, в последствии Белая, и Русь Кыянская или Киевская, распространявшаяся на всю Волынь до Дона и далее.
Кратко об А.Ф. Вельтмане (из Интернет-энциклопедии «Кругосвет»):
ВЕЛЬТМАН, АЛЕКСАНДР ФОМИЧ (1800–1870), русский писатель, историк, фольклорист. Родился 8 (20) июля 1800 в Петербурге, сын шведского дворянина, в 1786 принявшего российское подданство. Учился в Благородном университетском пансионе, в 1816 окончил пансион братьев Терликовых, в 1817 – Московское училище колонновожатых. В 1818–1830 служил в Бессарабии военным топографом. В Кишиневе сблизился с В.Ф.Раевским и А.С.Пушкиным. Был свидетелем греческого восстания 1821; получил орден за храбрость, проявленную в русско-турецкой войне 1928–1829. Увлекся изучением археологии, этнографией и историей края, опубликовал многочисленные научные и научно-популярные работы. С 1831, выйдя в отставку в чине полковника, жил в Москве. По протекции М.Н.Загоскина стал помощником директора, с 1852 – директором Оружейной палаты. С 1854 – член-корреспондент Академии наук. За 40 лет литературной работы издал огромное количество произведений. По характеристике современника, филолога и этнографа И.И.Срезневского: «Добр, прост, окружен книгами, беспрерывно работает, чем и живет».
Не случайно теперь его представляют в большей степени, как литератора, а его исторические труды современными историками практически не востребованы.
Что тут можно сказать? У зарубежных историков свой интерес, о них и говорить нечего. А современным «российским», то есть бывшим советским и пост советским историкам, древняя история России не нужна. Они служат явно чуждым России богам, отнюдь не Славянским.
1. А. Вельтман. Аттила (Русь IV и V века). Москва, В Университетской Типографии, 1858 г.
2. А. Вельтман. Индо-Германы или Сайване. Москва, В Университетской Типографии, 1856 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий